Азамат Цебоев — главный редактор журналов MENU MAGAZINE и KIDS, креативный директор MENU GROUP и PUBLIC IMAGE (PR & Event Management Company), блогер. Азамат Цебоев работает для людей, которые уже чего-то добились и продолжают идти к новым целям, способны принимать решения и влиять на решения других людей. Мы поговорили с коллегой о насущном: о том, какую пользу несем людям, и что еще следует добавить в этот «чемоданчик». О долге главного редактора тоже говорили. И без личных вопросов не обошлось.
Вопросы: Ирина Пивень
Фото из архива героя
Начнем с вопроса, который нередко нам задают т.н. злопыхатели. «Разве эра глянцевых да и вообще любых бумажных журналов не прошла, разве все не перемещается в интернет?»
— На мой взгляд, проблемы не существует. На каком именно носителе будет подаваться потребителю информация — на глиняной табличке, папирусе, бумаге или в цифре — не так уж и важно. Важно, что всегда будет востребован тот, кто эту информацию соберет, обработает, осмыслит и подаст. Журналы по-прежнему будут делиться на интересные и неинтересные, нужные и не очень, актуальные и устаревшие. С приходом интернета и сопряженных с ним гаджетов работа по созданию контента не отменяется. Частично потерять работу могут печатники. Верстальщикам придется осваивать другие программы и перестраивать мышление из 2D в 3D. Рекламщикам придется пошевелить мозгами. Но мир не рухнет, и ворона не запоет соловьем. Какой бы продвинутой она ни была.
Какова миссия Menu Magazine? — Находить и показывать своей аудитории тех, кто движет жизнь вперед. Прогрессоры, люди, приближающие будущее — наша главная тема. Мы, собственно, начали первыми писать о тех, кого не показывают по телевизору, но кто, на наш взгляд, играет важную роль в жизни общества. Все остальное — рестораны, клубы, отели, spa, курорты, автомобили, шмотки, ювелирные украшения, гаджеты и т.д. — не больше, чем сопутствующие их существованию обстоятельства, декорации и реквизит.
Какие основные тренды образа жизни продвигает Menu Magazine? Как сейчас принято жить?
— Жизнь меняется. Уходит мода на внешний лоск, приходит мода на богатый внутренний мир. Престижная недвижимость, шикарные тачки, умопомрачительные украшения, модные тряпки — все это отошло слегка в тень. Разумеется, все это никуда не делось, просто этим уже не очень прилично увлекаться вслух. Кризис тоже поспособствовал, привив в обществе моду быть слегка печальным и не сверкать капитализацией на людях. Прилично выказывать интерес к современному искусству, неортодоксальному театру или кино не для всех. Если серьезно, люди стали больше думать о сути, чем о форме. Интересует здоровое питание, правильная медицина, различные оздоровительные практики. Новый и очень положительный тренд — стремление к получению новых знаний, поиск новых областей применения собственным талантам, получение новых навыков. Нельзя, конечно, сказать, что все ломанулись в музеи, лектории и планетарии, но тенденция налицо.
Вы сами являетесь целевой аудиторией Menu Magazine? Чем вам особенно интересен журнал?
— Я делаю журнал для людей во многом на меня похожих. Для тех, кто еще не достиг своего потолка, кому еще есть, для чего жить, кто не исчерпал заряда бодрости духа и пока еще не пакует чемоданы. Мне журнал интересен тем, что с его помощью я могу как-то влиять на окружающий мир или, как минимум, думать, что влияю.
В одном из интервью «целевую аудиторию» вы определяете как людей «с высоким уровнем дохода, которые могу себе позволить в часы досуга тратить огромное количество денег на те услуги, товары и прочие «ништяки», которые рекламируются в журнале». Как вы определяете, чем пользоваться вашей «целевой аудитории»?
— На самом деле, своей целевой аудиторией я считаю тех людей, про которых мы пишем и тех, кто на них похож. Деньги перестали быть главным фактором, определяющим положение человека в обществе. На смену горизонтальному делению общества по имущественному признаку пришло деление вертикальное — по способу мышления и отношения к жизни. Информационное общество, которое пришло на смену постиндустриальному, задало совершенно новые стандарты для групповых лидеров и opinion-makers.
iPhone, iPad, MacBook — это модно или удобно?
— Я с Mac'ом с середины 90-х. Пережил и падения и взлеты компании Apple. Я всегда считал, что Мас намного удобней, прогрессивней и, главное, человечней своих конкурентов. Рад, что это мнение теперь разделяет так много людей. Да, у меня есть и то, и другое, и третье. Это все действительно очень удобно. А насчет модности - с тех пор, как у меня появился iPhone, я больше не интересуюсь телефонами.
В последнее время много говорится о реализации. Вы — реализованы? — О реализации говорится не только в последнее время, а говорилось всегда, с тех пор как люди вообще начали говорить. Вопрос самореализации неразрывно связан с вопросом о смысле жизни. Человек, в отличие от животного или растения, склонен задаваться вопросом, зачем жить? Чем больше человеку удается реализовать себя, тем более он счастлив. Что касается лично меня, то я реализовываюсь, то есть, нахожусь в процессе реализации, и конца этому процессу пока не видно, слава Богу.
Еще много говорится о духовности. Вы — верующий человек?
— Лично я о духовности стараюсь не говорить. По крайней мере, с малознакомыми людьми. Я, во многом, являюсь верующим человеком. Как и многие в наше время, с оговорками. Я верю, что Бог создал человека при помощи эволюции. То есть, сначала Он создал простейших, потом бактерии и так далее по всей цепочке. Наука пока этого моего убеждения не опровергает.
А вот благотворительность, похоже, сегодня не в моде...
— Благотворительность играет важную роль в жизни нормального общества. Здоровое общество не может быть бессердечным. Если в людях нет милосердия, дело закончится гражданской войной. Поэтому, развивать милость к сирым — наша обязанность — и граждан, и государства. И еще следить за тем, как собранные на благотворительность средства тратятся, не использует ли кто человеческое милосердие в корыстных целях. За это надо жестоко карать, так же, как за изнасилование или нанесение тяжких телесных.
Большинство «листателей» уверены, что люди, которые работают в красивых журналах, очень много зарабатывают, развейте или подтвердите их догадки, пожалуйста.
— Все зависит от журнала. В одном зарабатывают достаточно много, в другом много. Есть журналы прибыльные, а есть убыточные. Есть те, что на дотации у спонсора, есть те, что зарабатывают сами. Мы зарабатываем сами, нам никто не помогает. Поэтому зарплаты у сотрудников строго по рынку — на штаны Martin Margiela хватит, а вот на Mercedes SLS AMG уже вряд ли.
И, конечно, мы не можем не спросить про гламур, глянец. Гламур сегодня — какой он?
— Гламур сегодня — это консьюмеристский миф, призванный помочь охмурить обывателя и заставить его купить то, что ему не очень нужно. В начале нулевых гламуром можно было условно назвать тренд, популярный в столичной светской среде. Его суть — продвинутое потребление. Мы учились, вслед за остальным миром, правильно тратить деньги, приводя себя в соответствие с общемировыми канонами. За пять-семь лет мы наверстали упущенное нами за предыдущие семьдесят, и стали выглядеть и пахнуть, как настоящие европейцы, оставаясь, по сути, теми же скифами и азиатами «с раскосыми и жадными глазами», которыми пугал европейцев Блок. Примерно в 2008 году, как раз перед кризисом, гламур как тренд себя исчерпал. Появилась необходимость заполнить вновь созданную блестящую оболочку достойным содержанием. Передовая часть общества переключилась с внешнего на внутреннее. Так называемый «гламур» попал на ТВ и в желтую прессу, стал достоянием масс и превратился из передовой для своего времени идеологии в инструмент продаж. А вот глянец — это принятое в обществе название для прессы, заполняющей досуг потребителя и являющейся своеобразным гидом в волшебном и разнообразном мире товарно-денежных отношений. Напечатанные на глянцевой бумаге журналы помогают крупным компаниям продавать их товар. За соответствующую рекламу и PR журналы получают от компаний деньги, на которые, собственно, и живут. В первой половине нулевых, глянец стал основным проводником гламура — в связи с этим и возникла некоторая путаница с терминами в умах ошалевших от рекламно-информационного аншлюса потребителей.
В одном из интервью вы сказали, что считаете СМИ опасным видом производства, продолжите, пожалуйста, мысль.
— Я так сказал? Возможно. Главная опасность работы в большинстве СМИ заключается в том, что люди сами начинают верить в то, что пытаются навязать другим. Так как большинство СМИ имеет дело с придуманной ими же самими реальностью. Мы в Menu, например, не работаем с иллюзиями, поэтому практически здоровы.
Главный редактор — такой «продукт», который подвержен износу... Если согласны, то каков ваш «срок годности»? Чем занимаетесь в целях «профилактики» его увеличения?
— Главный редактор — это мозг и сердце процесса. Поскольку ничего вечного в мире нет, то и главные редакторы с пробегом теряют былые свойства. Они частенько закостеневают, превращаются в памятники самим себе и теряют чувство реальности. Чтобы этого не произошло, надо относиться к самому себе с долей юмора и не отрываться от своей целевой аудитории. Или просто сменить работу.
Вы ведете блог. Для чего?
— Для себя, во-первых. Во-вторых, чтобы продвинуть какие-то свои мысли и идеи. В-третьих, чтобы проверять на читателях свои предположения или получать советы по конкретным темам.
В последнее время в блоге много говорите про кино. Просмотр фильмов и сериалов — это хобби или это уже работа? Что попадает в ваш плей-лист?
— Хотелось бы думать, что это часть моей работы по познанию мира. Но нет, это хобби. Увлекаюсь сериалами. В девяностые это прозвучало бы кощунственно, а сейчас — нормально. В Штатах на создание сериалов брошены лучшие силы — сценаристы, режиссеры, актеры. То, что они делают, просто потрясающе. Смотрю сериалы в оригинале. Нравятся: Boardwalk Empire, Office, Breaking Bad, Dexter, Shameless, Extras, Life On Mars, Good Wife и еще много чего. Изобретательность в составлении сюжетной линии, фактическая достоверность, исполнительское мастерство — мои критерии отбора.
Вы производите впечатление глубокого человека, философа. Как вы попали в медиасферу?
— Это ошибочное впечатление. Журнал я начал издавать на спор. Один человек сказал, что невозможно сделать хороший журнал, чтобы он еще был и самоокупаемым. Я сказал, что возможно, хоть и не имел никакого представления о том, как делаются журналы. Мы поспорили. Он вкладывал деньги, я делал журнал. Если журнал выходил на самоокупаемость через год, деньги я не возвращал. Журнал вышел на самоокупаемость через 8 месяцев. Было это в 2001 году. С тех пор журнал живет. Только я никому не советую этот трюк повторять в домашних условиях. Это очень и очень сложно. Люди, которые хотели сделать то же самое, потеряли буквально миллионы и миллионы у.е. Мне просто повезло, будем считать.
Какова сфера ваших личных интересов?
— Земля и немного космос.