Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложненность, неожиданные изломанные формы, подчеркнуто агрессивное вторжение в городскую среду. Каким сознанием, воображением и внутренним миром нужно обладать, чтобы создавать объекты, про которые сказать «архитектурные изыски» — это не сказать ничего. Деконструктивизм — попытка самих архитекторов разобраться в вопросе свободы архитектуры от привычной человеческому глазу эстетики, красоты, пользы и функциональности. Они каждым своим проектом будто пытаются опровергнуть кем-то выдуманную аксиому о незыблемости порядка и необходимости равновесия. Разрушая старые принципы, они заявляют о необходимости создания чего-то абсолютно нового. И создают. И это новое не хуже и не лучше, оно другое, но не лишено гармонии.
Личность как арт-объект
Среди основных представителей этого направления стоит упомянуть Питера Эйзенмана, Бернара Чуми и Даниэля Либескинда. Но самым ярким теоретиком деконструктивизма стал голландец Рем Колхас. Он сам похож на арт-объект деконструктивного направления. Высокий, угловатый, немного непропорциональный, с выдающимся носом и крупными ушами.
Путь в архитектуру для Колхаса был на удивление коротким и относительно легким. Родился Колхас в 1944 году в Роттердаме. Прожил несколько лет в Индонезии, где временно работал его отец. В возрасте двенадцати лет он возвращается в Амстердам со сложившимися представлениями о красоте. Трудно представить себе что-то более полярное нежели Голландия и Индонезия, это и наложило свой отпечаток на стиль и философию будущего архитектора. Временное и незаконченное соседствует у Колхаса с абсолютным совершенством. Красота, как оборотная сторона безобразного и уродливого, отныне его излюбленная тема, которая найдет свое воплощение сначала в литературе. Причем во всех ее ипостасях. Он пишет статьи для газеты Haagse Post и занимается созданием сценариев для кинофильмов, в частности, для американского мастера порнографического трэша Раса Майера.
В двадцать четыре года Колхас уезжает в Лондон, где поступает в школу Архитектурной ассоциации, которая и определяет все его будущее. Через несколько лет он совместно с Элиа и Зои Зенгелис, а также Маделон Вризендроп, открывает архитектурное бюро ОМА (Office for Metropolitan Architecture), которое в 1978 году было переведено в Роттердам. Так архитектура вошла в жизнь Рема Колхаса и переполнила ее до самых краев. Теперь его журналистская деятельность сводится к статьям и книгам, посвященным роли архитектуры в современном мире, а так же позиционированию архитектуры в зависимости от актуальной культурной ситуации.
От теории к практике
К концу 90-х годов XX века Колхас создает виртуальное диструктивное пространство для архитектурно-теоретических проектов — ассоциацию АМО (Architecture Metropolitan Office). Данная ассоциация занимается исследованием культурных феноменов и функционирует под девизом: «Самое большое требование к архитектуре — не отставать от стремительно меняющегося мира».
Сегодня, к своим семидесяти годам, Рем Колхас удостоен множества наград, среди них премия Притцкера (аналог Нобелевской премии в области архитектуры) и японская премия Praemium Imperiale. Среди наиболее крупных проектов Колхаса — Парк-де ла Вилетт в Париже, Роттердамский художественный музей, музей Гуггенхайм-Эрмитаж в Лас-Вегасе, посольство Нидерландов в Берлине, бутики Prada в США, Центральная библиотека Сиэтла, концертный зал в Порто.
Посольство Нидерландов в Берлине
После воссоединения Германии столицей объединенной страны стал Берлин. Нидерланды нуждались в новом здании посольства в новой столице Германии. Местом расположения посольства стал старейший квартал Берлина Roland Ufer.
Представительству Нидерландов требовалось отдельное здание, которое бы соответствовало общепринятому облику административных зданий, но в то же время демонстрировало дух свободы и открытости, присущий Голландии. Поэтому в концепции дизайна здания присутствуют два архитектурных элемента, которые символически выражают такие разные пожелания. Гармоничная комбинация этих элементов составляет основу архитектурных решений: ноту «послушания» вносит внешняя изогнутая галерея, опоясывающая здание по периметру, а тему «свободомыслия» задает кубический объем сооружения с выступающей из него консольной конструкцией. Цокольный этаж и стена посольства отделаны алюминием, что позволяет выделить здание на фоне окружающих его домов, выполненных из камня.
Галерея охватывает все восемь этажей посольства и является своеобразным связующим пространством. Начинаясь от входа, галерея ведет вверх, к террасе на крыше и объединяет несколько помещений: библиотеку, комнату для переговоров (консольная конструкция), тренажерный зал и ресторан. Галерея выстроена таким образом, чтобы можно было обозревать все близлежащие достопримечательности: реку, парк и часть здания посольства, в котором сконструировано сквозное прямоугольное отверстие, позволяющее видеть телевизионную башню. Еще одна функциональная особенность галереи заключается в том, что она играет роль воздухопровода: через нее свежий воздух проходит в офисы посредством системы вентиляции. Рабочие помещения занимают пространство вдоль фасада, а внутри куба расположены приемные. Посольство было открыто в 2003 году.
Центральная библиотека Сиэтла
Рем Колхас и его бюро ОМА в сотрудничестве с местными «LMN Акитектс» спроектировали Центральную библиотеку города, рассчитанную на привлечение читателей в эпоху повсеместного распространения цифровых технологий.
Все четыре фасада постройки, оформленные сеткой из металла и стекла, отличаются друг от друга. В ней нет прямых углов и параллельных линий, а резкий уклон участка мешает наблюдателю оценить реальный масштаб здания. Внутри помещения расположены на нескольких платформах, выступающих друг над другом. Их соединяет, кроме ярких салатовых эскалаторов, «книжная спираль» — закрученный пандус из бетона, спроектированный по принципу многоэтажных гаражей, на котором располагается непосредственно книжное хранение учреждения. Библиотекари будут встречать посетителей не на первом этаже, а на средней платформе. Это сэкономит время работников при передвижении по зданию: они будут находиться в самом его центре.
На верхней платформе расположены конференц-зал и другие помещения для собраний. Коридоры, соединяющие их, окрашены в ярко-красный цвет, сами же интерьеры — нейтральных тонов.
Неожиданно, но в результате такого прагматичного подхода на свет появилось настоящее произведение искусства архитектуры. Открытие состоялось 23 мая 2004 года.
Дом музыки
Casa da Musica — спроектированный Ремом Колхасом концертный зал в историческом центре Порту, в котором базируются три городских оркестра. Строительство здания необычной формы потребовало реализации новых инженерных решений. Оно осуществлялось в 2001–2005 годах в связи с исполнением Порту функций культурной столицы Европы.
Предложенный Колхасом проект получил широкое признание в архитектурном сообществе. Так, архитектурный критик The New York Times Николай Урусов назвал Дом музыки «самым привлекательным» проектом Колхаса, сравнив его с Берлинской филармонией и музеем Гуггенхайма в Бильбао. Дом музыки открылся 15 апреля 2005 года.
Prada Transformer
Сооружение представляет собой портативный культурный павильон гибкой формы. Павильон — это временная структура, которая перемещается с помощью трех кранов. Ее можно переворачивать, крутить, менять ее форму. Строительство павильона стало настоящим событием для мировой архитектуры, которое еще раз привлекло внимание к Сеулу. В открытии проекта участвовали Министр культуры Южной Кореи и мэр Сеула, а также, конечно же, Миучча Прада и сам основатель ОМА — Рем Колхас.
Пирамидка-трансформер установлена в самом центре города рядом со зданием дворца Гуаньжу, построенного в XVI веке. Высота постройки — 20 метров. Павильон состоит из нескольких геометрических форм — круг, крест, шестиугольник и прямоугольник, — которые обернуты в полупрозрачную мембрану. Каждая грань этого объекта может служить как пол, соответственно, они могут постоянно меняться местами: стены становятся полом, пол становится стеной. Открытие состоялось весной 2009 года.
Драматический театр Уайли
Драматический театр Уайли, спроектированный Колхасом вместе с Джошуа Принс-Рамусом, представляет собой конструктивный эксперимент. Его фойе и технические помещения расположены не перед и за зрительным залом, как бывает обычно, а под и над ним. Зритель должен спуститься в вестибюль, находящийся ниже уровня земли, а затем подняться вновь в зал на 575 мест, помещенный на первом этаже.
Особенностью зала является его открытость внешнему пространству: он застеклен с трех сторон из четырех, поэтому и окружающие скверы и сам город могут стать частью спектакля. Впрочем, при необходимости эти прозрачные поверхности можно затянуть черными шторами. Облик самого зала также остается на усмотрение режиссера: положение зрительских рядов можно менять, также как и профиль пола — от арены или традиционной сцены-коробки до бального зала. Вся машинерия и подсобные помещения помещены над залом; всего в здании восемь этажей. Фасады постройки более сдержанны, чем ее техническое наполнение: они закрыты тонкими алюминиевыми трубками. Открытие театра состоялось в октябре 2009 года.
Онкологический центр Мэгги больницы Гэртнэвел
Центр станет вторым подобным учреждением в этом шотландском городе (первый Центр Мэгги был построен там в 2002). Его возводят рядом с новым зданием Онкологического центра Битсон.
Назначением новой постройки, как и всех других Центров Мэгги, станет поддержка — информационная и психологическая — пациентов с раковыми заболеваниями, так как эти аспекты недостаточно реализуются в рамках Национальной системы здравоохранения Великобритании. Поэтому для архитектора главным было создать в здании приятную, спокойную атмосферу, наполненное светом и вместе с тем уютное внутреннее пространство. Прямоугольные, вытянутые помещения выстроены кольцом вокруг двора с садом, где посетители смогут на время отвлечься от своих тяжелых забот. Весь ландшафтный дизайн для Центра выполнит Лили Дженкс — дочь Чарльза Дженкса и Мэгги Кезуик Дженкс, в память которй Центры Мэгги получили свое название. Строительство началось в январе 2010 года, а закончиться должно текущей весной.
Музей изящных искусств в Квебеке
Постройку составят три водруженных друг на друга прямоугольных блока, вместе образующих каскад. Эти полупрозрачные объемы будут размещены рядом с основным комплексом музея XIX–XX веков, соединенным с новым крылом подземным ходом, и рядом с неоготической церковью Святого Доминика.
Динамичная композиция свяжет новое здание с окружением: постройка будет подниматься из зелени парка Бэттлфилдс в сторону города и центральной улицы Гранд-Алле. В нижнем блоке устроят залы временных выставок современного искусства, в среднем — постоянную экспозицию работ современных художников, а в верхнем — экспонаты коллекций дизайна и искусства эскимосов. Во всех залах будет использовано естественное освещение. Здание планируется открыть в 2013 году.
«Колхас расширяет возможности архитектуры, он сфокусирован на связях между людьми в пространстве, он создает здания, которые объединяют людей. Его влияние на мир выходит за пределы архитектуры, а свободу в его работах чувствуют люди из самых разных сфер,« — из релиза организаторов премии «Золотой лев».